Обзор национальных рынков - мебель
"Время осваивать Индию" - такая мысль все чаще проскакивает в европейской мебельной прессе. Гигантский, в потенциале, индийский рынок, давно уже освоенный лидерами важнейших индустриальных секторов, наконец-то привлек и внимание производителей мебели. Индия в самом деле стала чрезвычайно многообещающим рынком, причем в смысле долгосрочных проектов. В стране достаточно клиентов, готовых оплатить труд дизайнеров и мастеров, причем на самом высоком уровне.
В Индии проживет 95 миллионов человек, 80 из которых живут в восьми крупных городах. Считается, что 40 миллионов индусов относятся к среднему классу и верхнему сектору среднего класса, то есть потенциальным клиентам мебельных салонов. В настоящее время оборот в мебельном секторе составляет $2 миллиарда ежегодно, причем 85% продукции реализуется через небольшие магазины, и всего несколько компаний занимаются мебелью серьезно. По оценкам аналитиков, 65% мебели расходится по домам, 20% - по офисам и 15% - по отелям. Бум продаж в этой стране прогнозируется аналитиками на ближайшие 3 года, однако крупные мебельные корпорации Европы уже вкладывают в индийскую экономику серьезные деньги. Это прежде всего Gautier (Франция), открывшая свое представительство в Мадрасе, Chateua d'Ax (Италия), затеявшая совместный бизнес-проект с индийской компанией Ace Seating Ltd., и Baker Furniture (США), с представительством в Нью-Дели.
В ЧЕМ ПРИЧИНА УСПЕХА ИТАЛЬЯНСКОЙ МЕБЕЛИ?
В самом деле, в чем? Причем, успех налицо - с этим не станет спорить ни одна из стран, входящий в европейское сообщество. В последнее время в Италии не происходило девальвации, способной подстегнуть экспорт, и конкуренция там не выше, чем в прочих странах.
И все-таки страна производит 10% всей мебельной продукции в мире. 50% товара идет на экспорт, таким образом, доля Италии в мировом экспорте мебели составляет уже 20%. Из итальянской экспортной мебели 40% уходит в Америку и Азию, и 60% оседает в Западной Европе.
И это притом, что в Италии нет готового сырья, большая часть которого импортируется из других стран, а стоимость труда - одна их самых высоких в мире. Поэтому достижения Италии в мебельной области выглядят довольно странно, по крайней мере на первый взгляд.
Аналитики видят причины "итальянского чуда" в сложной комбинации всевозможных факторов. Прежде всего, это высокая концентрация талантливых дизайнеров, производящих штучную эксклюзивную мебель. Так что итальянцы берут не столько количеством, сколько качеством. Потом, ни в одной стране мира нет такого количества мебельных фирм - конкуренция между ними тоже способствует неуклонному росту качества продукции. Мебель в этой стране редко выпускается поточным методам, много внимания уделяется смене моделей, индивидуальному подходу к клиенту - характерно, что примерно такая же ситуация сложилась в модной индустрии Италии. Эта параллель - не единственная, помешательство на дизайнерской мебели - в той же мере европейская специфика, как и помешательство на одежде haut coutiure: если в Америке мебель можно купить всего лишь в 16 000 торговых точках, то в Европе это можно сделать как минимум в 80 000 местах!
КИТАЙ: МЕБЕЛЬНЫЙ БУМ
Если возможности роста для мебельного сектора индийской экономики хоть и видятся блестящими, но лишь в перспективе, то светлое будущее китайского рынка уже наступило - прирост продаж мебели за последний год составил в Китае 20%. За вторую половину 1998-го и первую - 1999-го китайцы потратили на мебель $10,5 миллиарда, и аналитики предсказывают, что это далеко не предел, в ближайшее время среднегодовые продажи поднимутся до 12 миллиардов. Как и все остальное в этой стране, масштабы мебельной экономики буквально потрясают: в Китае функционирует более 30 000 мебельных компаний, на которых трудиться 2 миллиона человек. 15 крупнейших мебельных магазина Шанхая занимают суммарную площадь в 10 000 квадратных метров!
ВЕНГРИЯ: ПО-ПРЕЖНЕМУ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Венгрия по-видимому, наиболее динамично развивающаяся страна в Восточной Европе. В этом ей помогает и удачное расположение, и мононациональность, исключающая возможность межэтнических конфликтов, которые раздирают соседнюю Югославию. Мебельная отрасль развивается не менее бурно: суммарные продажи за 1999 год, по предварительным оценкам, составили 16,5 миллиардов, правда, не долларов, а всего лишь форинтов. Но за тот же период общая площадь мебельных салонов этой небольшой страны увеличилась на 20 000 квадратных метров (правда, за счет всего одного магазина), что может считаться весьма неплохим показателем. По сравнению с предыдущим годом, объем продаж возрос на 6%.
Крупнейшим мебельным салоном в Венгрии по праву считается Ikea в Будапеште. Его площадь составляет 7 300 кв. метров, а оборот за прошлый год вырос на 27%, составив 10 миллиардов форинтов, то есть этот магазин - крупнейшая часть венгерской мебельной экономики - такова специфика небольших государств. Другими крупными компаниями, действующими на рынке, являются Domus и Michelfeit, общий оборот которых приближается к 6 миллиардам форинтов. Domus специализируется на самых разных моделях (и ценах, соответственно), эта компания владеет двумя салонами в Будапеште и 12 - по всей стране. Michelfeit владеет двумя торговыми площадями в Будапеште, одна из которых расположена в непосредственной близости от легендарного магазина Ikea. Аналитики компании трезво оценивают ситуацию и не планируют подъема продаж в ближайшем будущем, ссылаясь при этом на общую стагнацию мебельного бизнеса в Венгрии.
МЕБЕЛЬ В ЯПОНИИ: ПРИРОСТ 16%
Согласно Nikkei Net Interactive, Otsuka Kagu Ltd., за первую половину 1999 года общая прибыль в мебельной индустрии выросла на невероятную цифру в 89%. Продажи за тот же срок выросли на 16 процентов и составили 24, 7 миллиардов иен. Показательно. О какой бы национальной валюте не шла речь, деньги, вращающиеся в мебельной экономике, исчисляются только миллиардами. У некоторых мебельных компаний Страны Восходящего Солнца дела идут и того лучше: так, владелец торговых площадей, компания Mitsukoshi Ltd., сдала уже упомянутым Otsuka Kagu Ltd. огромный четырехэтажный магазин, общая площадь которого составляет 12 000 кв. метров.
У других, и это логично, дела наоборот, не очень-то и клеятся. Так, сильная конкуренция самым губительным образом сказалась на Shimachu Co., второй крупнейшей японской мебельной компании. Их продажи упали на сумму 700 миллионов иен. Однако в целом ситуация на японском мебельном рынке остается одной из самых благоприятных в мире.
ПОЛОЖЕНИЕ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛЬШИ
С 1992г. систематически растет число польских производителей мебели. Если в 1992г. в Польше было 500 фирм, производящих только кухонную мебель, то в 1994г. их было уже 1100.
В 1993г. в мебельной промышленности действовало 11 акционерных обществ и 605 обществ с ограниченной ответственностью с иностранным капиталом, а также 31 акционерное общество и 1382 общества с ограниченной ответственностью с польским капиталом.
В начале 1995г. общее число мебельных фирм приближалось к 24 тыс. Следует отметить, что отрасль характеризуется большим уровнем концентрации производства. Десять крупнейших предприятий реализует 40% доходов отрасли, вторая десятка - 11%, а доходы первой сотни мебельных фирм составляют 90% доходов всей отрасли.
Крупнейшими мебельными фирмами в Польше являются "Meble Mazurskie International", "Fогtе S.A.", "Furnel Ltd", "Bydgoskie Fabriki Mebil","Swarzedz S.A.". Они же являются и крупнейшими экспортерами мебели. В доходах мебельных фирм, которые в 1995г. оценивались на 3,1-3,5 млрд. злотых, экспорт составляет 80-90%. Польша принадлежит к трем крупнейшим поставщикам мебели в Европе и, очевидно, в ближайшие годы сохранит эту позицию. Продажа мебели на западноевропейских рынках росла на 4% в год.
Польские мебельные фабрики с самого начала процесса приватизации привлекли интерес немецких фирм. В 1992-1996гг. государственная казна продала немцам крупные паи (от 50% до 80%) пяти крупнейших мебельных фабрик на общую сумму около 20 млн. марок. Принимая во внимание то, что Германия является главным рынком сбыта польской мебельной промышленности (70% экспорта), можно сказать, что такие фирмы, как "Schieder" или "Klose" произвели выгодные инвестиции. Благодаря стратегическим инвесторам польские мебельщики быстро преодолели кризис начала 90-х годов. Еще в 1992г. спад производства был приостановлен, а в 1993г. был отмечен рост. Тенденция к росту сохранилась и в последующие годы. В 1994-1995гг. стоимость производства (в постоянных ценах) возросла на 23%.
Кроме немцев, польской мебельной промышленностью заинтересовались шведы и американцы. Шведский концерн "IКЕА" присутствует на польском рынке уже 35 лет, а принадлежащая ему фирма "Swedwood" является владельцем пяти мебельных фабрик в Польше. Американская фирма "Schonner Capital Corporation" приобрела в начале 1995г. 49% акций Велькопольской мебельной фабрики.
Польскую мебель покупают также австрийцы, голландцы, французы и американцы. Все чаще она попадает в страны Центральной и Восточной Европы. Так, продажа мебели фирмы "Forte" в страны Центральной Европы и бывшего СССР возросла с 1,9 млн. злотых в 1993г. до 44 млн. злотых в 1995г. Импорт мебели в Польшу можно назвать незначительным. Специалисты оценивают его на 9-10% стоимости отечественного производства, причем рост не наблюдается. Причина заключается в том, что расширение внутреннего мебельного рынка зависит от роста жилищного строительства.
Крупнейшей проблемой польских мебельщиков является увеличение цен на сырье, прежде всего дерево. Некоторым фирмам пришлось ограничить занятость и снизить уровень производства. Однако в последнее время ситуация начинает стабилизироваться. Растет значение частных поставщиков дерева, а ряд фирм импортирует сырье из Германии и Чехии. Фирма "Swarzedz" рассматривает возможность бартера (мебель за древесину) с партнерами из России и Украины.