Логотип компании и слоган
Телефон (967) 216-80-02
(495) 725-87-22
Поддержка Skype

Рынок импортной кухонной мебели - чтобы разобраться, нужно вспомнить

Для того, чтобы лучше представить себе ситуацию на рынке импортной кухонной мебели, давайте вернемся в недалекое прошлое и проследим некоторые тенденции ее развития.

Еще в конце 1997 года, синхронно с общемировым финансовым кризисом и связанным с ним резким падением мировых цен на нефть, началось реальное ухудшение экономического положения россиян. Август 1998 г. явился лишь логическим завершением процесса, до предела обострив ситуацию на потребительском рынке. После кризиса резко упало потребление непродовольственных товаров (уже 4 квартале 1998 года согласно данным Госкомстата РФ падение товарооборота составило для продовольственных товаров 7%, а для непродовольственных - 22%). Наиболее значительным - до 30-40% - оказалось снижение продаж для товаров длительного пользования (в частности, мебели).

Для Москвы последствия финансового кризиса оказались не только тяжелыми, но и затяжными. Согласно данным Мосгоркомстата, даже в послекризисном 1999 году в течении 1, 2 и, частично, 3 кварталов на фоне уже относительно спокойной динамики в регионах продолжалось снижение среднестатистического дохода в Москве. Если летом 1998 г. москвичи зарабатывали в среднем в 2,5 раза больше, чем жители регионов, то летом 1999 г. этот разрыв сократился в полтора раза (до уровня 1,7). Таковы основные особенности ситуации на потребительском рынке, сложившейся к концу 3 квартала 1999 г. когда наметился перелом тенденции затяжного спада.

А теперь посмотрим, какие последствия имели рассмотренные выше кризисные явления для продавцов, производителей и потребителей импортной мебели. Как отмечалось ранее, вызванное кризисом снижение объемов потребления оказалось наиболее существенным для товаров длительного пользования, к которым относится и мебель. При этом, однако, спад продаж имел весьма неоднородный характер. Из наших бесед с руководителями и менеджерами московских компаний, торгующих импортной мебелью, следует, что после кризиса рынок элитной импортной кухонной мебели практически не пострадал. В то же время продажи импортных кухонь средней и, особенно, низкой ценовой группы снизились в среднем на 30-60%, при этом некоторые операторы были вынуждены покинуть рынок. Например, осенью 1998 г., практически исчезли с рынка популярные и относительно дешевые до кризиса польские кухни (ценой 5-6 тысяч руб., т.е. примерно 1000$ при курсе 6 руб./$). По словам операторов рынка, максимальной величины последствия у разных компаний достигли к концу 1998 г. - весне1999 г.

Суммируя, можно заключить, что с точки зрения продавцов импортной мебели, последствия августовского кризиса 1998 г. имели для рынка весьма серьезные, но отнюдь не катастрофические последствия. Совершенно иная картина складывается, если исходить из данных официальной статистики. По данным Государственного таможенного комитета России (ГТК РФ) импорт мебели в Россию в 4-ом квартале 1998 г. составлял лишь 33% от объема импорта 4 квартала 1997 г., а далее в течение января-мая 1999 г. сохранялся на уровне в 2,7 раза меньше в сравнении с тем же периодом 1998 г. ( т. е. на уровне 37%). Таким образом, в течении длительного периода объем импорта составлял примерно одну треть докризисного, причем львиная его доля приходилась на практически не снизившийся объем импорта элитной мебели!

Сопоставление представленных выше данных (незначительное снижение объема продаж при многократном снижении импорта) позволяет констатировать состоявшееся в промышленных масштабах "импортоподобное" замещение, т.е. большая часть импортируемой до кризиса мебели нижней и частично средней ценовой группы была просто замещена "импортоподобной". Взятый в кавычки термин обозначает произведенную в России мебель, соответствующую по своему внешнему виду и основным параметрам представлению среднего класса о дорогой и престижной мебели (для каждого в своей ценовой категории). При этом часть моделей является точными аналогами импортных, часть лишь имитирует их по внешнему виду и, наконец, часть вообще не является аналогом какой-либо конкретной импортной модели или прямо объявляется продуктом собственного дизайна (как правило, на основе импортных комплектующих).

Хотя "импортоподобное" замещение фактически состоялось, внутрироссийские процессы, обеспечившие его реализацию, только набирают силу. Результаты дальнейшего развития этих процессов (в совокупности с другими факторами) уже в ближайшее время приведут к существенному изменению ситуации на рынке импортной (или, точнее, "импортоподобной") кухонной мебели.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Загрузка